Мемориальный музей В.П. Чкалова


Мемориальный музей В.П. Чкалова



Музей Чкалова

Нижегородская область, г. Чкаловск, ул. Чкалова, 5, тел. 8(83160) 4-24-99, 4-17-06.
Есть хороший сайт: www.vchkalov.ru
График работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 без обеда. Выходной - понедельник. Последняя среда каждого месяца - санитарный день.


Музей Чкалова

Музей расположен в двух домах. Во-первых, это деревянный дом, где родился и рос Валерий Чкалов.

Сначала он стоял ближе к реке. Но в 1956 году перенесен на более высокое место при строительстве Горьковской ГЭС.


Музей Чкалова

Здесь к дому пристроили большой ангар для техники. Но даже в нем тесно чкаловским самолетам.


Музей Чкалова

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года.

Его отец (на фото - вверху), Павел Григорьевич, работал котельщиком в Василевских казенных мастерских (сейчас Чкаловская судоверфь).

Мать, Ирина Ивановна (слева на фото), была домохозяйкой. Когда Валере было 6 лет, она умерла. Неродная мать - вторая жена отца Наталья Георгиевна (на фото внизу) прожила долгую жизнь и умерла в 1956 г.

На фото справа - Анна Павловна, старшая сестра Валеры.
Музей Чкалова

Очень интересно, когда в музее практически все вещи подлинные. А все потому, что музей открылся уже в июле 1940 года, через полтора года после гибели летчика.

На кухне собраны вещи, которыми Валерий пользовался в детстве и юности. Например, латунная кружка из гильзы снаряда, сделанная Чкаловым в 1919 гооду, когда он работал кочегаром.


Музей Чкалова

А с этим фанерным чемоданом Валерий не расставался все те годы, когда учился в авиашколах и служил в армии.


Музей Чкалова

Этим радиоприемником Чкалов был награжден в 1933 году за выдающийся экспериментальный полет.


Музей Чкалова

Но я поторопился. До всенародного признания и подарков было еще очень далеко.

Была учеба в нескольких летных школах, служба в Ленинградской эскадрилье. Везде он зарекомендовал себя как смелый, решительный, даже упрямый летчик. Он не мог тупо выполнять полетные задания, а испытывал возможности свои и самолета. Полет вверх колесами, бреющий полет над землей, полеты под аркой моста и между двумя рядом растущими деревьями, таран винтом учебной цели...

Признано, что Чкалов не просто был асом высшего пилотажа, но и расширил возможности истребительной авиации, разработал основы воздушного боя.


Музей Чкалова

За полетные эксперименты Чкалов получал не только признание, но и взыскания, гауптвахту. И даже увольнение из ВВС из-за аварии в Брянске в 1928 году. После этого Чкалов поступает на работу в Осоавиахим начальником планерной станции.

Экспонат на фото - лопнувший цилиндр двигателя самолета "Юнкерс-13"(1929 г.). На этом самолете Осоавиахима Чкалов катал туристов над Ленинградом. В одном из полетов лопнул цилиндр. Но мастерство летчика-истребителя помогает в любой обстановке! Чкалов посадил самолет так, что пассажиры даже не заметили аварии. А лопнувший цилиндр сохранил...


Музей Чкалова

Одна из комнат посвящена двум дальним беспосадочным перелетам экипажа В.П.Чкалова - на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку.

О самих полетах я не буду рассказывать, они подробно описаны в литературе. Кстати, к 75-летию музея вышла красивая и большая книга - В.В. Федоров "Земля Чкалова". Все, кто любит привозить из поездок хорошие вещи - не пропустите! Это гораздо интереснее, чем магнит на холодильник.

Среди фотографий и документов в этой комнате выделяется шкаф с одеждой Чкалова, в котором были совершены оба дальних перелета. Это кухлянка, меховая куртка и брюки, свитер, фуражка, рукавицы.


Музей Чкалова

Самая большая комната в доме - гостиная, посвящена приездам Чкалова в родное село. Сохранилась мебель, которой он пользовался. Вот письменный стол, за которым работал Чкалов.


Музей Чкалова

Простая железная кровать не очень-то соответствует статусу Героя Советского Союза.


Музей Чкалова

А эта комната посвящена последнему полету В.П.Чкалова. 15 декабря 1938 года при испытании самолета-истребителя И-180 конструктора Н. Н. Поликарпова он разбился. У самолета отказал мотор, до аэродрома Чкалов не дотянул всего 1,5 километра, до последнего момента пытался посадить машину. В шкафу хранится одежда его последнего полета со следами крови. Внизу - неиспользованный парашют. Чкалов, как всегда, пытался спасти самолет, одновременно уводил его от жилых домов. Да и высота (100 м) была слишком мала для парашюта.

"Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины..." - сделала вывод комиссия по расследованию катастрофы.

Позднее возникли и другие версии аварии. Диверсия? Акция НКВД? Здесь я нашел еще одну книгу - "Чкалов без грифа "СЕКРЕТНО"" дочери летчика Валерии Валерьевны Чкаловой. Работая в архивах, она нашла новые документы, проливающие свет на эту загадку. Хотя книга вышла в 1999 году, в музее она еще продается.


Музей Чкалова

Вот он, последний самолет Чкалова, который так и не стал основным боевым истребителем...


Музей Чкалова

А теперь мы переходим в ангар с самой интересной коллекцией. Настоящие самолеты Чкалова!

Самым первым стоит По-2. Этот самолет был подарен Чкалову советским правительством после перелета на Дальний Восток. Валерий Павлович не раз прилетал на нем в Василево, катал односельчан, летал по депутатским делам.


Музей Чкалова

Истребитель И-16. Чкалов как шеф-пилот конструктора Поликарпова участвовал в его трудных испытаниях. Однажды катастрофы избежать не удалось, и самолет упал на землю и разбился. Чкалов чудом остался жив.

Но ему нравился этот самолет. Чкалов приложил много сил для того, чтобы "ишачок" был запущен в серийное производство.

И не зря! И-16 свои боевые качества с успехом показал в боях в Испании, на Халхин-Голе и озере Хасан. Участвовал он и в начале Великой Отечественной войны, битве под Москвой.


Музей Чкалова

Огромные крылья этого легендарного самолета расмахнулись на весь ангар.

Это АНТ-25, на котором в 1936-1937 годах командир экипажа В.Чкалов, второй пилот Г.Байдуков и штурман А.Беляков совершили два дальних беспосадочных перелета, вошедшие в историю мировой авиации.

Выглядит он очень внушительно, но можно подняться по лестнице и взглянуть поближе. Никаких излишеств! Для установления рекордов дальности необходимо было максимальное облегчение веса самолета.


Музей Чкалова

"Сталинский маршрут" - написано на фюзеляже. А на хвосте с обеих сторон нарисованы маршруты на о. Удд и в США.


Музей Чкалова

Все члены экипажа после перелета в Америку получили в подарок по такому автомобилю "Паккард".


Музей Чкалова

Экспериментальный истребитель И-17, в испытаниях которого принимал участие Чкалов. В серийное производство самолет не пошел, было сделано только три экземпляра.

Но в 1936 году в Париже, на XV Всемирной авиационной выставке И-17 экспонировался, и на нем Чкалов показывал фигуры высшего пилотажа.


Музей Чкалова

Самолет Миг-15бис к Чкалову отношения не имеет. Экспонируется "как воплощение мечты В.П.Чкалова о высокоскоростных самолетах". Он проявил себя значительно позже, в 1950-х годах, в Корее.


Музей Чкалова

К сожалению, почти ничего из наследия Алексеева уже не летит над водой и никого не пугает...

К сожалению, почти ничего из наследия Алексеева уже не летит над водой и никого не пугает...

И хорошо, что хотя бы в музее Скоростей мы можем вспомнить великого конструктора, опередившего время.

А не только у памятника на Бугровском кладбище.





П.Калюлин.
12.08.2015 г.





Музеи в Нижнем Новгороде


Выставки в Нижнем Новгороде


Маршруты выходного дня









 © Калюлин П.Н.   2007-2015 г.    Все права защищены    
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт "ТуриоНН" обязательна







!—- Правое вертикальное меню -—>