ТуриоНН
Туризм и отдых - Нижний Новгород
Меню

Выставка «Укиё-э. История японской гравюры XVIII-XIX вв.» из коллекции Кирилла Данелия


Укиё-э Кацусика Хокусай. Суримоно "Маленький ворон - родовой меч Минамото". 1823



г.Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 2/2

тел. 8 (831) 439-09-71 - приёмная, www.ngvk.ru

Выставка открыта для посетителей со 2 февраля по 11 марта 2018 г.

Время работы: вт-вс - c 11:00 до 19:00 (касса до 18.30)
по четвергам - с 12.00 до 20.00 (касса до 19.30)
Понедельник - ВЫХОДНОЙ

Стоимость входной платы: 250 р.
Билет льготный 150 р (школьники, студенты, пенсионеры)




Не было никогда, и вот опять! Укиё-э в Нижнем Новгороде!



Укиё-э Кацусика Хокусай. Суримоно "Луна, хурма и кузнечик" 1807

"Картины зыбкого мира" снова в Нижнем! Укиё-э, жанр японской живописи и ксилографии, популярен в Европе уже лет двести, но в нашем городе мы увидели эти гравюры впервые только год назад.

Предыдущая выставка, я считаю, была очень успешной. Я писал о ней подробно, см. ссылку в конце отзыва.

И вот опять! Совершенно другая коллекция - московского коллекционера Кирилла Данелия, в других залах (первая выставка была в НГХМ). Но от этого она не стала менее интересной, да и работы практически не пересекаются. Хотя, конечно, имена художников и названия многих серий гравюр нам уже знакомы.

Как известно, в укиё-э несколько жанров. Я начал свой фотоотчет с ландшафтной темы. Вне Японии именно такие работы самые популярные. Начало этой популярности положили работы Хокусая в 1790-х годах.


Укиё-э Андо (Утагава) Хиросигэ "Вид рощи бога Воды и реки Ути в деревне Сэкия близ Массаки" из серии гравюр "Сто знаменитых видов Эдо". 1858

Затем эту тему развил Андо Хиросигэ (1797-1858). И, я считаю, он превзошел своего учителя. По-моему, на эту гравюру (фото выше) можно любоваться бесконечно.


Укиё-э Андо (Утагава) Хиросигэ "Станция Киото" из серии гравюр "53 станции Токайдо". 1858

Вот еще одна его работа. Благодаря организаторам выставки многие экспонаты снабжены поясняющим текстом:

"Эта станция расположилась на одном из самых сложных отрезков пути. Узкая тропа с одной стороны граничит с отвесной скалой, увитой пющом, с другой стороны - стремительный горный поток, за которым возвышается крутой склон, покрытый высокими деревьями.

Мы видим фигурки путников, поднимающихся вверх с тяжелой ношей, навстречу им спускаются трое крестьян с плетеными корзинками за спинами, доверху наполненными хворостом. Вдали на фоне возвышающихся пиков горы Атсу видны крыши станции, где усталые люди найдут ночлег."


Укиё-э Кэика Хасэгава. Гравюры из серии "100 хризантем". 1893

Хризантема для японцев - особый цветок. Это эмблема императоров и название высшего ордена государства.

А еще хризантема олицетворяет счастье и долголетие. В японии это растение окружено любовью и заботой, постоянно создаются новые сорта разнообразных форм и окрасок.


Укиё-э Кэика Хасэгава. Гравюры из серии "100 хризантем". 1893

"Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы."

(Косуги Иссё)


Укиё-э Судзуки Харунобу. "Красавица, играющая в каруто", гравюра из серии "Сравнение красавиц Ёсивары". 1770

Изображения красавиц "бидзин-га" - один из самых излюбленных жанров укиё-э.

Гравюры часто выпускались сериями "сравнений" или "конкурса" женщин из разных домов.

Судзуки Харунобу создал знаменитый пятитомник "Сравнение красавиц Ёсивары". В нем он изобразил 169 красавиц с указанием места работы и краткой поэтической характеристикой.

Для тех, кто не в курсе, Ёсивара - это такой аналог "квартала красных фонарей" в Токио. Хотя, глядя на портреты, и не подумешь, что эти грациозные красавицы - женщины легкого поведения...


Укиё-э Утагава Ёситсуя. "Тайра-но Тамомори на дне морском". 1858

Жанр муся-э (картинки с воинами) сначала изображал актеров театра Кабуки в героических ролях, а позже стал самостоятельным жанром.

Конечно, понять, что тут нарисовано, без подробного пояснения просто невозможно.

В 1185 году клан Тайро был побежден Минамото. На гравюре показан момент, когда Тайра-но Тамомори, понимая, что битва проиграна, совершает самоубийство, привязав себя к тяжелому якорю.

Вместе с ним и самураями этого рода утонул малолетний император Антоку, который унес с собой на дно моря реликвию - священный меч Аманомуракумо.

Выплывающий из подводной пещеры дракон символизирует императорский род. Все герои этих событий изображены как призраки, показывая бессмертность рода Тайра.


Укиё-э Утагава Куниёси. "Хаями Содзаэмон Мицутака" (слева) и "Тиба Сабурохэй Мицутада" (справа) из серии гравюр "Биографии преданных вассалов", также известной как "47 ронинов". 1847-1848

Утагава Куниёси - самый яркий из художников, рисовавших в жанре муся-э (воинов).


Укиё-э Цуба из сэнтоку с изображением фазана, сидящего на ветви клёна. 19 век

Кроме гравюр, на выставке представлены японские скульптуры и разные мелкие колекционные вещицы.

Это цуба - аналог гарды у японского клинкового оружия. Т.е. защищает руку в поединке, а, скорее, служит упором для руки при колющем ударе. Мастерство их изготовления передавалось по наследству.

Кодекс самураев порицал ношение колец, серег и прочих украшений, и они пытались показать свое богатство, украшая ножны и цубы.


Укиё-э Нецкэ "Мальчик, сидящий на буйволе". 19 век

Каждый, кто смотрел в детстве фильм "Каникулы Кроша", знает, что такое нэцке. Маленькая такая фигурка, которую прицепляли к вещам как брелок.


Укиё-э Будда. 1940-е годы

А вот скульптура покрупнее...


Укиё-э Утагава Ёситора. "Час дракона" из серии "Современые 12 часов в Ёсивара". 1870

Странное название серии гравюр. Оказывается, в 1794 году другой художник, Ёсивара, сделал серию работ "12 часов в Ёсивара". А эту серию, "Современные 12 часов..." сделал Ёситора по мотивам той, старой серии.

Я не сравнивал, но вряд ли что изменилось за 76 лет в работе работниц "веселого квартала". Скорее, изменилось качество самих гравюр - в них стало больше оттенков. А ведь каждый цвет - это дополнительная доска для печати!


Укиё-э Слева - 1840-е годы. Кэйсай Эйсэн. Гравюра из серии "Облик красавиц современности"
справа - 1800-1804 гг. Китагава Цукимаро. Гравюра бидзин-га (изображения красавиц).


Обращайте внимание на дату работ. Первые гравюры были черно-белые, затем их начали раскрашивать вручную. И, наконец, постепенно развилась технология печати, при которой для получения многоцветного отпечатка требовалось последовательно приложить все больше и больше досок, аж до двадцати.

И цвета должны совпадать, а не как иногда у нас в газетах перекошено бывает.

Но это уже отдельная тема.


Укиё-э Андо (Утагава) Хиросигэ "Японская камелия и "нефритовая белоглазка"" из серии гравюр "6 цветов и птиц". 1830-е гг.

Уже знакомый нам знаменитый художник. Но эта гравюра относится к технике аидзури-э, или картинки в синих тонах. Она стала популярной в 1830-е годы.


Укиё-э Утагава Кунисада-Тоёкуни III. Триптих к представлению театра Кабуки. 1859-1860 гг.

Надеюсь, вы уже поняли, что эта выставка - из числа обязательных к посещению. Я описал всего лишь шестую часть гравюр - а их там 91.

Ну вот - еще чуть-чуть, и всё! Остальные - приходите и смотрите сами. Когда еще будет такая возможность?

Вот только жаль, что цены на билеты подняли до 250/150 рублей - это ни в какие ворота.


Укиё-э Хасэгава Саданобу. "Соревнования борцов Сумо трёх городов". 1879


Укиё-э Утагава Кунисада-Тоёкуни III. "Знаменитые актеры Кабуки в образах героев романа "Речные заводи"". 1859.


Укиё-э Андо (Утагава) Хиросигэ "Река Окитсу" из серии гравюр "53 станции Токайдо". 1831-1834






П.Калюлин.
04.02.2018 г.



Выставка японской гравюры

Разобраться в "Ста видах луны" очень непросто

   Никогда еще в Нижнем Новгороде не было выставки японских гравюр. Да и вообще в России они проходят редко.

   Это отчет о прошлогодней выставке в художественном музее. Выставка «Укиё-э. Мост над бесконечностью» из собрания Олега Малахова (Челябинск). Все жанры японской гравюры, кроме одного :) Можно сравнить... >>




На выставке Владимира Тулякова

Вдохновение и край

   На выставке Владимира Тулякова «Вдохновенный край» понимаешь - вдохновение очень зависит от края, где пишется картина.
   Поэтому на видах Черногории и других морских курортов краски так и блестят. А на деревенских пейзажах из нижегородской глубнки - далеко не всегда.
    Как меняется стиль художника - здесь >>




Выставка Анатолия Мазанова

"Старый мастер" старого театра

   Теперешние театры проповедуют минимализм в оформлении спектаклей, даже норовят вообще без декораций обойтись. А раньше-то все было по-другому!
   Возможно, старейшие театралы еще помнят (если, конечно, склероз не мешает) красочные костюмы и декорации заслуженного деятеля искусств РСФСР Анатолия Михайловича Мазанова. А все остальные - уже забыли. Век декораций короток. Остались только наброски и эскизы, бережно сохраненные в запасниках НГХМ и частных коллекциях.
    На выставку >>




Куда еще сходить в Нижнем Новгороде


Выставки в Нижнем Новгороде

Нижегородский Цирк

Музеи Нижнего Новгорода



Поиск по сайту







Наверх